 |
Тяньма, «небесная лошадь». (Е 30, рис. 34.)
|
 |
Биби, крылатая лисица. (Е 30, рис. 28.) |
 |
Жень мянь сяо — «человекоголовая сова».
|
Согласно европейской традиции, несомненно, берущей
начало на Востоке, грифоны — существа с львиным туловищем, орлиной
головой и крыльями. Обычно их объемные скульптуры украшали акротеры и
парапеты крыш, или фигурировали в рельефах фриза. Впервые в античной
литературе грифоны упоминаются у Аристея в его «Аримаспее». Там это —
стражи золота скифов.
В наши дни в алтайских скифских погребениях найдено
множество изображений грифонов в виде украшения конской сбруи,
орнаментов на коврах и даже татуировки на коже мумифицированных трупов.
Легенда, сообщенная Аристеем, обрела плоть и кровь.
Сейчас говорят о скифских стоянках даже в Китае (18,
с. 184). Если это так, то восточное происхождение грифонов выступает
еще отчетливее. Посмотрим, есть ли прототипы грифонов в Китае.
В «Сань-цай ту хуэй» есть рисунок, чрезвычайно точно
передающий хорошо знакомые черты грифона (34, с. 2250). Это — хищник с
клювом и крыльями. Единственное, что отличает его от знакомого нам
грифона — тигриная масть. Его зовут ханьшоу (
).
Другой персонаж, похожий на грифона — «небесная лошадь» тяньма (
).
Это — животное вроде белой собаки с перепончатыми крыльями (44, с. 38).
В В 101 японский художник изобразил «небесную лошадь» в виде бескрылой
собаки с белой головой (В 101, цз. 13, л. 14б). В Е 30 у нее четко
прорисованные перепончатые крылья, но масть сплошь белая (Е 30, рис.
34).
Крылатая лисица биби (
)
также имеет перепончатые крылья (44, с. 46 — 47). Ее появление
предвещает великую засуху. На рисунке особенно подчеркнуты ее лисьи
черты (Е 30, рис. 28).
«Человекоголовая сова», жень мянь сяо (
). обладая головой человека, телом хищника и перепончатыми крыльями, скорее напоминает галогрифа, чем грифона.
В «Сань-цай ту хуэй» кроме крылатой лисицы (34, с. 2251), есть и крылатая собака (34, с. 2253).